Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена любви к своей малой Родине, ее природе, родному дому, семье, истории и культуре своего города, страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Только любовь к России, к её истории, культуре, народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой Родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.
Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, города, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, его надо таким воспитать. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
В системе дошкольного образования проблема нравственно-патриотического воспитания обозначена как никогда остро. Концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт, определили основные принципы этого направления – «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»
Поэтому актуальность данной работы заключается, прежде всего, в создании условий, образовательной среды, направленной на возможность детей почувствовать сопричастность, любовь к природным и культурным ценностям родного края. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Наш современник академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость, активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.
Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
В период с 15 ноября по 30 ноября 2018г., в соответствии планом работы МБДОУ детский сад №90 на 2018-2019 учебный год, в нашем детском саду был проведен творческий конкурс краеведческой рукотворной книги «О той земле, где ты родился», цель которого — воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному краю, его историческому и культурному наследию, развития творческих способностей.
Задачи Конкурса:
— привлечь внимание педагогов, родителей и детей дошкольного возраста к книге, чтению, библиотеке;
— развивать у детей дошкольного возраста устойчивый интерес к истории, культуре, традициям родного края и города;
— формировать направленность детей на творчество и повышение творческой активности.
Все представленные книги выполнены эстетично, наполнены разнообразными материалами, богаты по содержанию.
Листая страницы книг, мы можем прогуляться по главным улицам Твери, вспомнить историю родного города и некоторые его достопримечательности, познакомиться со знаменитыми земляками, узнать о театральной жизни Твери, перенестись в те далекие тяжелые годы, когда жители Калинина храбро сражались за освобождение города от немецко-фашистских захватчиков.
В нашей детской библиотеке появились также книги о некоторых городах Тверской области, в которых воспитанники с любовью и трепетом рассказывают о своей малой Родине.
Конкурс проводился среди детей дошкольного возраста в возрасте 4-7 лет, посещающих МБДОУ детский сад №90, в трех возрастных категориях:
— для детей младшего дошкольного возраста;
— для детей 5-6 лет;
— для детей 6-7 лет.
При подведении итогов конкурса жюри принимались во внимание следующие критерии оценки:
— информативность работы (информация четкая и интересная);
— оригинальность идеи;
— грамотность;
— познавательная направленность;
— творческий подход;
-степень участия ребенка.
По итогам конкурса жюри постановило признать победителями и призерами творческого конкурса краеведческой рукотворной книги «О той земле, где ты родился» для детей дошкольного возраста:
Место |
Участник |
1 |
«О земле, где я родилась» Фролова Арина (4-5 лет) |
1 |
«Освобождение Калинина» Арбузова Агния (5-6 лет) |
1 |
«Мой родной город» Капустин Максим (6-7 лет) |
2 |
«О той земле, где ты родился» Недбай Вика ( 4-5 лет) |
2 |
«Земля, где я родился» Ракитских Егор (5-6 лет) |
2 |
«Тверь» Каймин Артемий (6-7 лет) |
3 |
«Тверская область» Чистякова Полина (5-6 лет) |
3 |
«Моя Тверь театральная» Дмитриева Аня (6-7 лет) |
Отметить следующие работы детей в номинациях творческого конкурса краеведческой рукотворной книги «О той земле, где ты родился»:
Номинация |
Участник |
«Дружная семья» |
Курамшины Веста и Егор |
«Тверь глазами ребенка» |
Оспельников СеменДукаев Байсангур |
«Моя малая Родина» |
«Медное» Иванова Саша«Сказание о земле Кесовогорской» Курочкина Полина«Лесное» Высочина Милена«Селижарово» Лукашов Егор |
«Города России» |
«Мой Воронеж» Речкунов Кирилл |