Адаптация ребёнка в детском саду

Как подготовить ребенка к детскому саду

        Только что ваша кроха улыбалась вам из пеленок, и вот уже не за горами тот день, когда пора идти в детский сад. Конечно, нам хочется, чтобы наше чадо выглядело на фоне сверстников не хуже, да и вообще переход от привычной обстановки в большой мир состоялся незаметно, поэтому задолго до наступления ответственной минуты начинаем настраиваться на перемены.

 
Подготовка ребенка к детскому саду.
Состоит она из трех важных моментов:

1. Максимального приближения действующего режима дня к тому, который действует в дошкольном учреждении;
2. Моральной подготовки малыша к тому, что теперь ежедневно надо расставаться с мамой и идти в детский коллектив;
3. Моральной подготовки родителей к этому важному событию.

 

Рассмотрим подробнее каждый их этих пунктов.

Главное – все по распорядку

Нам известно, что в саду существуют строгие правила: дети каждый день по расписанию завтракают, обедают, ложатся спать и гуляют. Это неспроста: медиками установлено, что прием пищи в одно и то же время благоприятно влияет на пищеварение, а укладывание в определенный период способствует быстрому засыпанию и спокойному, продолжительному сну. Поэтому за месяц-два до того, как отведете дитя в детский сад, установите дома подобное расписание. Это поможет избежать многих нюансов. Например, вы вместе позавтракали. Когда в группе начинается прием пищи (в половине девятого), есть вроде не хочется и приходится отворачиваться от каши. Но пройдет часа полтора, и голод возьмет свое – животик потребует супчика, а обед нескоро. Придется маленькому человечку терпеливо выжидать то время, когда повара сварят поесть, а во время обеда с жадностью хватать куски, что не принесет никакой пользы.

Одеяла и подушки ждут ребят…

Также и со сном: если семья легла вечером поздно, то утром родители с легкостью поднимутся и запросто отработают целую рабочую смену, а малышу придется ходить и «клевать носом».

Образовательная деятельность не принесет пользы – он не усвоит и половины того, что стараются рассказать ему воспитатели, да и игры с другими детьми принесут только раздражение. Если же «пожалеть» чадо и утром разбудить его непосредственно перед выходом, то к двенадцати часам ребенок будет еще не готов к отдыху, в результате чего и сам не будет лежать, и не даст покоя соседям в спальне, а вечером, вернувшись домой, они дружно начнут капризничать – маленький организм устал за и требует встречи с подушкой, а времени-то еще пять-шесть часов. Карапуз хнычет, взрослые нервничают из-за его вроде бы необоснованных капризов… Так что подготовка к детскому саду предполагает соблюдение режима, а это не просто набившие оскомину слова медиков, а жизненная необходимость.

Приблизить домашнее меню к «садиковому» вообще не составит для вас труда, а юный дегустатор, привыкнув к нему, не будет капризничать и отказываться от еды в саду.

Кроме того, следует научить героя самостоятельно есть и садиться на горшок (отказаться от памперсов необходимо!). Также пришла пора распрощаться с соской. Стресс, вызванный лишением привычки, да еще в сочетании с началом посещения сада, может вызвать «гремучую смесь» и надолго выбить из колеи всю семью.

 

 

            Как подготовить ребёнка к детскому саду

(советы опытного педагога)

  1. Если вы решили отдать малыша в дошкольное учреждение, представьте, как изменится жизнь и для вас, и для вашего ребенка. Не думайте, что он легко и с радостью будет ходить в детский сад каждый день, а вечерами будет встречать веселый и здоровый. Не стоит планировать, что вы сразу сможете работать в полную силу. К сожалению будут и слезы, и частые болезни, и постоянное «сидение на больничном».
  2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в сад.

Например: детский сад – это красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, и мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно.

Показывайте картинки из книг и журналов, на которых изображены дети в детском саду. Сочините маленький рассказик про то, как детям весело живется в детском саду.

  1. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – скоро он сможет пойти сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
  2. Подобно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в детский сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

Постепенно домашний режим подстраивайте под режим детского сада (даже выходные дни).

  1. Стремитесь к тому, чтобы питание ребенка было рациональное, а не однообразное (приближайте домашний рацион к рациону детского сада).
  2. Приучайте ребенка быть самостоятельным. В детский сад он должен прийти с определенными навыками.
  3. Начинайте водить ребенка не с того дня, когда мама должна выйти на работу, а как минимум за месяц до этого. Постепенно увеличивая длительность его пребывания в детском саду (в первые дни 2-3 часа).
  4. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Ольга Петровна нальет тебе воды».

Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди.

  1. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, книжки с картинками. Вам будет проще отправлять ребенка в садик – с игрушкой веселее идти, и проще завязывать отношения с другими детьми.
  2. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаясь к ним по имени, просить, а не отбирать игрушки, предлагать свои.
  3. Придумайте с ребенком прощальные знаки внимания (поцеловать друг друга в щечку, обняться) и ему будет проще отпустить вас.
  4. Помните, что на привыкание к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.
  5. Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад необходим. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями.
  6. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего ребенка о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
  7. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
  8. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка.

Но если вы видите, что ваш ребенок еще не готов к посещению детского  сада, а вам необходимо срочно выйти на работу, наймите няню, попросите родных и друзей, которые примут активное участие в жизни вашего ребенка и сумеют подготовить его к детскому саду. Так вы сбережете нервную систему малыша. Подготовленный и спокойный ребенок, знающий как проводят время детишки в детском саду, сам изъявит желание пойти туда через пол года или год. И в этом случае ему будет легче адаптироваться к жизни в детском саду.

 

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в садик

 
          Рано утром детский сад малышей встречает…

Рано или поздно наступает момент, когда перед каждой семьей встает задача: когда лучше отдавать ребенка в детский сад? Иногда все решается само собой – по достижении крохой полутора лет прекращаются социальные выплаты или же после трех лет заканчивается декретный отпуск. Но каждая из нас решает серьезный вопрос в индивидуальном порядке, и тогда возникает много сомнений и колебаний. «Не рано ли?», «Как же он там будет один-одинешенек, без меня, ведь он ничего не умеет делать?» – вот краткий перечень волнующих моментов. Давайте спокойно рассмотрим несколько вариантов развития событий и узнаем все плюсы и минусы дебютного посещения.

           В каком возрасте лучше отдать ребенка в детский сад
Знакомство с яслями может состояться и до первых именин – современные образовательные программы предусматривают и такой вариант, в них подробно описаны физиологические особенности младенцев, составлен режим дня, оговорены мероприятия по работе с крошечными воспитанниками. То есть дошкольные образовательные учреждения готовы принять «клиентов», и родители, не имеющие нянек в виде бабушек-дедушек, могут воспользоваться их услугами. Но, как показывают независимые исследования психологов разных стран, малютка особо остро нуждается в контакте со взрослым. Дома его потребность полностью удовлетворяется – он не слезает с рук, а вот в дошкольном учреждении даже самый старательный и заботливый воспитатель просто физически не сможет предоставить одному-двум десяткам малышей того внимания, которое им необходимо. Выходит, при дилемме «во сколько отдать ребенка в детский сад» дебют до 12 месяцев – самая вынужденная мера, связанная с экстренным выходом на работу или другими причинами.

                                 Когда малыш немного подрастет
Наиболее часто премьера встречи дошколят с педагогами происходит в промежутке от года до полутора лет. Детский сад встречает маленького человека, уже способного ходить, почти самостоятельно пить и есть, садиться на горшок и более-менее понятно озвучить свою просьбу (дать игрушку и т.п.). С такими детьми, соблюдающими режим, уже занимаются рисованием, музыкой, развитием движений и речи. Но так как с ровесниками карапузы общаться не могут и не умеют (да и вообще не нуждаются в общении с другими ребятишками), то играют каждый в своем углу со своей игрушкой. Покушение на мячик или кубик воспринимается как страшная трагедия, и тут уж драки не миновать… К тому же психика полуторагодовалого индивидуума неуравновешенна, и он часто подвержен истерикам, очень трудно поддающимся нейтрализации.

                     Лучший возраст ребенка для детского сада
По результатам наблюдений педагогов, к 2,5 годам у дошкольника достаточно развита речь, он полноценно может общаться как с персоналом, так и со сверстниками, интересуется окружающими событиями и может спокойно пережить разлуку с любимой мамочкой на несколько часов. В ее отсутствие он найдет, чем заняться, и даже выполнение режимных моментов воспримет с энтузиазмом.

Когда отдавать ребенка в детский сад – решать вам, но практически все специалисты в данной области склоняются к мнению, что 3 – 3,5 года – наиболее оптимальный возраст для детского сада. Именно в этот период безболезненно переносится стрессовая ситуация, вызванная столь значительными переменами.

Желаем вашим сыночкам и дочкам не только познакомиться с будущими друзьями, но и счастливо провести все остальные дни и годы: успешно участвовать в конкурсах, выступать на утренниках и благополучно дожить до выпускного вечера в школу!

 
 

Ребенок не хочет ходить в детский сад. Что делать?

 

        Ваш малыш достиг возраста, когда пора его отдавать в детский сад. Вы выбрали дошкольное учреждение, вам там все понравилось и полностью устроило. Но… ребенок не хочет ходить в детский сад. Какую бы работу вы не проводили, как не объясняли – все бесполезно.

          Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад?

Сначала необходимо согласиться с мыслью, что просто так ничего не бывает, а затем найти причину, по которой дитя капризничает. Их много, постарайтесь определить «свою».

      Во-первых, это может быть «опасный» возраст сына или дочки, неподходящий для расставания с мамой – от года до полутора лет, когда психика еще не готова для столь кардинальных изменений. В таком положении что ни предпринимай – ничего не поможет, надо просто дождаться того момента, когда кроха сама потянется к новому.

        Во-вторых, это настрой домочадцев: если родители обсуждают при малыше личность воспитателя или какие-то недостатки дошкольного учреждения, а у дошкольника пока нет собственного мнения (временно пользуется маминым) и он все слышит, то будьте уверены – его туда на канатах не затащишь.

        Третья причина трудной адаптации ребенка в детском саду – особенности детского темперамента. Есть дети, с удовольствием находящиеся в коллективе, для других же это является настоящей пыткой. Не будем рассматривать частный случай аутизма, но и у нас, взрослых, часто возникает желание остаться наедине с собой. Может быть, это особенность маленького человечка, достойная понимания.

                                                     Принимаем меры
Если ребенок не хочет ходить в детский сад, а сроки привыкания давно прошли, то не запускайте проблему – обратитесь за помощью к воспитателям группы или, если улучшений в ситуации нет – к старшему воспитателю, психологу.  Это совершенно не стыдно! Специалисты существуют для оказания нам квалифицированной помощи, в данном случае – в проблеме «что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад». Тщательное наблюдение за поведением дошкольника и своевременно принятые меры дадут вам возможность сохранить нервы всех участников воспитательно-образовательного процесса.